Пятница, 29 марта, 2024

12 любопытных фактов о пятиэтажках

Опубликовано:

Категория:

12 любопытных фактов о пятиэтажках

Унылые ряды однотипных панельных пятиэтажек, лишенных каких-либо архитектурных излишеств, долгие годы были визитной карточкой городов и поселков Советского Союза.

12 любопытных фактов о пятиэтажках

Миллионы малогабаритных квартир, ударными темпами построенные в хрущевскую эпоху, решили множество проблем того времени. «Хрущевок» давно уже не строят (а в Москве их и вовсе почти не осталось), но и того, что сооружено 30-40 лет назад, оказалось достаточно, чтобы коренным образом повлиять на образ жизни нескольких поколений.

1. Общая площадь всех построенных в СССР панельных пятиэтажек – почти 300 миллионов квадратных метров жилья. Сегодня это примерно десятая часть российского жилого фонда. «Хрущевки» строили более четверти века – с конца 1950-х до середины 1980-х. Основной пик пришелся на 1960-е, но уже в следующем десятилетии пятиэтажки стали уступать первенство более высоким зданиям: в городах просто заканчивалось место, а самые острые проблемы перенаселенности коммуналок к тому времени уже были решены.

2. В 1995 году (перед запуском программы сноса «хрущевок») в Москве насчитывалось около 6 тысяч панельных пятиэтажек, в Санкт-Петербурге – около 2,5 тысячи.

3. По последним данным, в Москве осталось всего около 200 панельных пятиэтажек, в Санкт-Петербурге пока гораздо больше.

4. Разновидностей панельных пятиэтажек существует великое множество. Разнообразие объясняется тем, что в СССР было создано несколько сотен домостроительных комбинатов. Самыми известными сериями «хрущевок» являются серии К-7 (строилась в Москве и области, а также в Ленинграде под обозначением ОД) и 1-335 (строилась преимущественно в регионах РСФСР и союзных республиках). Производство домов этих серий началось в 1958 году и продолжалось до середины 1960-х. Оба проекта характеризуются очень плохой тепло- и шумоизоляцией.

5. Массовое строительство пятиэтажных домов обусловлено экономией на лифтах. Отказ от лифтов заметно удешевлял строительство – до 8% от общей стоимости. Впрочем, несколько экспериментальных «хрущевок» большей этажности – по той же технологии, но с лифтами — все же были построены в Москве и Ленинграде. Однако эксперимент успеха не имел.

6. Первые проекты пятиэтажек разработал дедушка лидера группы «Мумий Тролль». Виталий Павлович Лагутенко, в частности, работал над проектами домов серии К-7. Поэтому поначалу эти дома называли не «хрущевками», а «лагутенковками». Виталий Лагутенко занимался развитием индустриального домостроения еще с 1940-х годов – сначала в должности главного инженера НИИ Моспроекта, затем – руководителя Архитектурно-планировочного управления Москвы. В 1960-м за эту работу Лагутенко получил звание Героя социалистического труда. Внук создателя «хрущевок» Илья Лагутенко сегодня широко известен как лидер рок-группы «Мумий Тролль».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Сесть в тюрьму оказалось выгоднее

Читайте также: Малышка не переставала плакать. Родители нашли ЭТО на пальце ее ноги. Каждый должен знать об этой опасности!

7. У «хрущевок» французское происхождение. За десять лет до появления в СССР первых панельных пятиэтажек во Франции компанией «Камю» была разработана технология крупнопанельного домостроения, и предшественники «хрущевок» появились там в начале 1950-х. Когда в 1955 году было принято знаменитое постановление ЦК КПСС и Совмина «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», советские инженеры использовали этот опыт. Специалисты до сих пор спорят о глубине заимствования при проектировании первых серий пятиэтажек, но сам факт сомнению не подвергается.

8. Самой первой «хрущевкой» считается дом номер 16 по улице Гримау в Москве. В нем всего четыре этажа вместо пяти, и в базе БТИ он числится блочным, а не панельным, да еще построенным по индивидуальному, а не серийному проекту. Внешне же, кроме этажности, он ничем не отличается от обычной «хрущевки». Как бы то ни было, сносить первый образчик индустриального домостроения пока не планируется, несмотря на почтенный возраст (дом построен в 1957 году). А вот серийная пятиэтажка 1958 года, стоящая ровно напротив, пойдет на слом уже в этом году.

12 любопытных фактов о пятиэтажках

9. Большинство ранних «хрущевок» было рассчитано на 25 лет, однако прослужили они уже более полувека. Кроме инженерных соображений, в определении срока службы участвовал идеологический фактор: как известно, Хрущев планировал построить коммунизм «уже при жизни нынешнего поколения», и квартиры с 4-метровой кухней в картину светлого будущего вписывались не очень хорошо. К счастью, «хрущевки» были спроектированы с запасом и смогли пережить смену идеологии. Тем не менее, 50-летний возраст для многих серий панельных домов оказался критическим. И если в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге с конца прошлого века уже начался снос пятиэтажек, наличие огромного числа ветхих низкокачественных домов в остальных городах России представляет очень серьезную проблему.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Фотографии нам знакомых советских квартир

10. Типовую панельную пятиэтажку на 4 подъезда можно соорудить всего за 2 недели. Такие темпы стали возможны благодаря отлаженной технологии: панели и все необходимые детали изготавливались в пределах одного комбината, этот же комбинат занимался сборкой дома из собственных конструкций. Разумеется, две недели – время возведения коробки, без учета подготовительных работ, фундамента, коммуникаций и отделки. Собственно, скорость и дешевизна строительства – это то, ради чего разрабатывались проекты «хрущевок». После войны страна испытывала огромный дефицит жилья, множество семей ютилось в коммуналках, а нехватка рабочих рук предполагала массовое переселение сельских жителей в города. Дешевые быстровозводимые панельные дома позволили в кратчайшие сроки застраивать целые районы.

11. Рухнувшая в 1966 году в Свердловске пятиэтажка едва не стоила карьеры Борису Ельцину.Будущий первый президент России тогда занимал пост директора домостроительного комбината и добился высочайших темпов строительства. К сожалению, бетонный фундамент, залитый недобросовестным субподрядчиком на морозе, деформировался, что привело к обрушению возведенной на нем коробки. Борис Николаевич получил выговор по партийной линии, уже запланированный орден Ленина ему заменили на орден «Знак почета», а экстренно построенную на том же месте «хрущевку» в народе стали звать «десятиэтажкой».

12. Существуют современные проекты реконструкции «хрущевок» с постройкой внешних стен и дополнительных этажей без отселения жильцов. Эти проекты носят статус экспериментальных и применимы только к некоторым «несносимым» сериям пятиэтажек. В качестве компенсации за жизнь в буквальном смысле «внутри стройки» обитатели таких домов получают право на расширение своих квартир по себестоимости; для Москвы это примерно вчетверо меньше рыночной цены. Широкого распространения технология пока не получила и, возможно, не получит: по мнению многих специалистов, такая реконструкция ненамного выгоднее, чем снос пятиэтажки и постройка нового дома.

Источник

НОВОЕ НА САЙТЕ

Подключение электроплиты в новостройке — пошаговая инструкция для самостоятельной установки

0
Собственное жилье – это мечта многих людей, и когда она наконец исполняется, возникают различные вопросы и задачи, с которыми приходится сталкиваться. Одним из таких...

Огонь и стекло: новые подходы к противопожарным дверям

0
Противопожарные двери являются неотъемлемой частью системы безопасности в любом здании. Однако, с развитием технологий и инноваций в строительной отрасли, появляются новые подходы к проектированию...

Гранитные колумбарии: Вечное Жилище Для Памяти

0
В современном мире, когда пространство на кладбищах становится все более дефицитным, а требования к урбанистическим планам растут, колумбарии становятся все более популярным решением для...

Выбираем лучший займ в банке

0
Незаменимым инструментом в решении финансовых вопросов для многих граждан служат займы. На рынке огромное количество предложений и выбрать самый выгодный банковский продукт непросто. Поэтому...

Как обслуживать доводчик багажника

0
Современное оборудование позволяет добиться максимального комфорта при эксплуатации абсолютно любого автомобиля премиального класса. Автоматический доводчик багажника позволяет избежать множества неприятных ситуаций. Например, когда заняты...

Похожие посты